Сегодня ревизорская отрасль проходит этап технического перевооружения и внедрения инновационных подходов.
В эти весенние дни железнодорожники готовятся к своему профессиональному празднику - Дню ревизора по безопасности движения поездов. Ревизорский аппарат по безопасности движения поездов Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» 17 мая отметит свой 83-летний юбилей. 

Что из себя представляет ревизорский аппарат 21 века, как он справляется с безопасностью движения на полигоне Куйбышевской железной дороги, какие инновационные подходы и современные технологии используются и помогают ревизорам в работе, а также о дальнейших планах совершенствования ревизорской службы «НГ» узнал у регионального ревизора по безопасности движения поездов Андрея Грибкова.

Предупредить аварии и крушения

17 мая 1937 года народным комиссаром путей сообщения Лазарем Кагановичем был подписан приказ № 103/Ц «О ревизорах НКПС по безопасности движения». С этого дня пошел отсчет работы ревизорской службы по безопасности движения, основными обязанностями которой стала борьба за ликвидацию крушений и аварий на железных дорогах.

Ревизорский аппарат занимается профилактикой и контролем за состоянием технических средств, соблюдением технологии, выполнением нормативов. Ревизорами всегда назначаются самые опытные железнодорожники, отлично разбирающиеся в своем деле и способные выявить все отступления от норм даже на глаз. Благодаря своим опыту и качествам, ревизор обязан предупредить любую неприятную ситуацию, связанную с безопасностью на железной дороге.

Для сравнения, в 1934 году на дорогах было допущено 62 тысячи крушений, аварий и случаев брака, в результате которых повреждено 7 тысяч паровозов, 64 тысячи вагонов, из которых 4,5 тысячи разбито полностью. Немало было и человеческих жертв. Убытки и материальные потери составили около 60 млн рублей. Уже спустя 30 лет, в период 1967-77 годы, число крушений ежегодно составляло 63 – 87 случаев, в том числе с пассажирскими поездами – от 16 до 30.

В настоящее время количество грубых нарушений безопасности движения на инфраструктуре ОАО «РЖД» в границах Пензенского территориального управления снизилось на 50 % (в 2015 году было 30 транспортных событий, в 2019 году – 15).

За 2019 год ревизорскому аппарату региона был трижды вручен переходящий вымпел Куйбышевской железной дороги «Гарант безопасности движения поездов». В прошлом году трое работников ревизорского аппарата были награждены благодарностью и именными часами начальника Куйбышевской железной дороги и ОАО «РЖД».

Безусловно, профилактическая работа и предупреждающие меры изменили линию работы дороги в положительную сторону.

Железная дорога без рисков

Сегодня ревизорская отрасль наследует не только главные принципы многолетней работы, но и проходит этап технического перевооружения и внедрения инновационных подходов.

Служба ревизорского аппарата 21 века находится в системе открытости и прозрачности. На портале «Навигатор безопасности», где публикуются доклады, статистика нарушений с мероприятиями по их устранению, любой работник может задать вопрос специалистам ревизорского аппарата.

Кроме того, для постоянного повышения эффективности реализации политики Департамента безопасности движения РЖД на Куйбышевской железной дороге была изменена система планирования и реализации контрольно-ревизионной деятельности. Данная работа предусматривает переход от тотального контроля к адресному планированию и проведению мероприятий по контролю.

Изучается влияние человеческого фактора в системе менеджмента безопасности движения, проводится оценка рисков с применением факторного анализа, управление рисками прогнозируется на основе ЕКП «УРРАН», категорирование объектов и критерий по группам внутреннего контроля, результаты работы диагностических средств мониторинга и анализ предотказного состояния инфраструктуры ОАО «РЖД», информационные системы и диагностические комплексы, сезонные факторы риска.

Положительное влияние на ситуацию с безопасностью движения оказывает и проводимая на дороге процедура корпоративной сертификации.
Участие в системе корпоративной сертификации повышает эффективность работы предприятий. В пензенском регионе, как и в целом на Куйбышевской железной дороге, работа по вовлечению предприятий в процесс корпоративной сертификации проводится с 2015 года. На сегодняшний день шесть пензенских предприятий получили сертификаты соответствия обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса.

Перед ревизорским аппаратом пензенского региона приоритетными задачами на 2020 год являются: развитие системы управления рисками в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта со снижением величины общего ущерба от нарушений безопасности движения на 20%, приведение объектов инфраструктуры РЖД к требованиям ПТЭ, снижение количества срабатывания барьерных функций при допуске потенциального подвижного состава на инфраструктуру, а также повышение культуры безопасности в структурных подразделениях региона.
Защита от автоматических сообщений