1 марта в пензенских кинотеатрах состоялась премьера фильма «Довлатов». 
В Пензе картину показывали его всего 4 дня в двух кинотеатрах города. Вероятно, благодаря этому билеты были раскуплены практически полностью, а в малом зале «Современника» почти не было свободных мест.

Судя по отзывам, многим пензенцам фильм понравился. Тем, кому он понравился, называют его даже «подарком» для нашего города, который преподнесли, будто гастроли какого-то театрального проекта. Впрочем, не обошлось без «но».

Итак, фильм о писателе Сергее Довлатове режиссера Алексея Германа-младшего получила приз на Берлинском кинофестивале. Судя по названию, кино «Довлатов» должно быть о Довлатове. Писатель и журналист Сергей Довлатов (сербский актер Милан Марич) живет и работает в Ленинграде. Его и его друзей — поэта Бродского (Артур Бесчастный) и художника-фарцовщика (Данила Козловский) не публикуют и не признают. У Довлатова не получается писать по заказу: то просят сочинить стихи про нефть, то написать заметку в заводскую газету, то сочинить что-нибудь эпическое в стиле Софокла.

Но Довлатов, который, по его собственному признанию, «мечтал писать с 8 лет», в фильме не пишет ничего грандиозного, выходит одна ирония. На жизнь, которая в эпоху наступившего застоя 70-х в основном серая и мрачная, будто обшарпанный быт коммуналки.

Единственное, что скрашивает эти будни, — знаменитые в то время «квартирники». На них собиралась тогдашняя элита «бунтарей»: непризнанные поэты, писатели, художники. На этих тусовках молодежь слушает стихи Иосифа Бродского, и конечно, много выпивает и курит, рассуждая об эмиграции и диссидентстве. Через дым сигарет просачивается общая безрадостная картина безнадежности и подавленности. Никак не получается и у главного героя достучаться до советской системы.

- Не хотят публиковать. Наверное, потому что я еврей, — шутит Довлатов на даче у одного из тогдашних функционеров-урологов, с помощью которого он пытается пробиться в Союз писателей.

Несомненно, актер Милан Марич сыграл главную роль на «отлично». Именно он, кажется, собирает фильм в единое целое из каких-то разрозненных кусочков. Мужественный, брутальный и одновременно романтичный и ранимый. Жену, с которой он весь фильм разводится, просит больше никогда не называть его «эгоист».

Все четыре предпраздничных ноябрьских дня, которые показывают в картине как эпизоды жизни Сергея Довлатова, герой мучается и едва не плачет. Время от времени ходит по тусовкам, гуляет по Ленинграду с дочерью и мечтает отыскать ей во что бы то ни стало немецкую куклу за 25 рублей. Совсем было бы грустно и зритель заснул, но фильм спасает та самая ирония, которая есть в книгах писателя. Ими, к примеру, навеяны и сны писателя о Брежневе, который обещает Довлатову разобраться с тем, почему его не публикуют.

И все-таки в конце фильма Довлатов не выдерживает давления застойной эпохи.
- Роман не выходит… Нет сил больше подняться, — говорит он жене Елене, буквально падая на корточки на пол.

Многие зрители говорят, что таких тихих фильмов они не видели давно. Однако признаются, что кроме детально переданной атмосферы 70-х и харизматичности главного героя все остальное в нем не оправдывает ожиданий.
Защита от автоматических сообщений